Ледокол Арктика - советский атомный ледокол.
Ледокол Арктика - советский атомный ледокол. 17 августа 1977 года ледокол Арктика впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса. Поход был посвящен 60-летию Великого Октября. За время похода ледокол преодолел 3852 морских мили, в том числе 1200 миль с преодолением многолетнего льда.
Атомный #ЛедоколАрктика является головным кораблем серии проекта 10520. Проект стал вторым проектом атомного ледокола: первым стал советский атомоход Ленин. Ледокол Арктика был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в городе Ленинград. Спуск на воду произведен 26 декабря 1972 года. Окончание ходовых испытаний - 17 декабря 1974 года. Прием в эксплуатацию и подъём государственного флага на ледоколе - 25 апреля 1975 года.
Решение о походе на Северный полюс было принято 13 июля 1977 года, когда министр морского флота СССР Тимофей Гуженко подписал план организационно-технических мероприятий по подготовке рейса. Разработка маршрута этого похода для исследователей полярных льдов была новой задачей. Экипаж судна (примерно 150 моряков) для экспедиции был усилен научными и техническими специалистами, в этом рейсе на борту судна было 207 человек. В экспедиции принимали участие сотрудники институтов и предприятий.
На борт судна на время экспедиции был принят аварийный запас продовольствия, рассчитанный на восемь месяцев. #Ледокол был укомплектован материалами для строительства ледового аэродрома.
9 августа 1977 года #Арктика вышла из Мурманского порта. Результатом первоначальных расчетов ледовой обстановки стало направление из Мурманска на север по прямой. В процессе следования полярник Валерий Купецкий настоял на изменении направления, указав, что льды по направлению от Карского моря к Северному полюсу менее крепкие, и следует идти на штурм полюса именно по этому направлению. Его поддержали капитаны-полярники и представители ААНИИ и новый маршрут был утвержден. Так как многолетний сибирский лед дрейфует от берегов Новосибирских островов через полюс к берегам Гренландии, появляются два обстоятельства:
Ледокол следовал через Карское море в море Лаптевых, пройдя проливом Вилькицкого. Достигнув 130 меридиана, экспедиция повернула на север и придерживалась этого направления вплоть до достижения Северного полюса. Фактически судно следовало по пологой дуге между 125 и 130 градусами восточной долготы.
Капитан ледокола в этой части рейса постоянно использовал данные ледовой разведки и по возможности обходил наиболее мощные ледовые преграды. Несмотря на это, ледоколу неоднократно пришлось испытывать трудности. Руководитель рейса Тимофей Гуженко позже называл эту часть похода «камнедробилкой», так как в этих льдах Арктика шла «продвигаясь ударами: взад-вперед, взад-вперед».
16 августа 1977 года при прохождении участка в районе 88-89-й широт при ухудшении видимости ледокол встретил поле тяжелого пакового льда, который оторвался от канадского массива. При преодолении этой перемычки тяжелого льда два раза произошло заклинивание ледокола.
Было важно выйти точно на точку полюса, что было непростой задачей для навигационных приборов того времени. Эту задачу службы корабля успешно выполнили во взаимодействии со специалистом ААНИИ Ильей Романовым, который к тому моменту уже много десятков раз бывал на вершине мира. По окончании рейса Илья Павлович Романов был награждён орденом Ленина.
17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол Арктика впервые в мире достиг в активном плавании географической точки - #СеверныйПолюс Первыми на лед спустились старший мастер атомной паропроизводительной установки Фидус Асхадуллин и мастер-ремонтник Шпринг. Они установили на льду стальной 10-метровый стержень для поднятия флага СССР.
После этого с борта корабля был спущен парадный трап и в 9 часов 40 минут по московскому времени на Северном полюсе был поднят флаг Советского Союза. Капитан Юрий Кучиев прикрепил к флагштоку древко от флага экспедиции Георгия Седова. Экспедиция Седова не смогла дойти до Северного полюса, пройдя порядка 100 километров из нескольких тысяч.
Как и во многих других экспедициях к полюсу, участники экспедиции протоптали «кругосветный маршрут»: круг диаметром около 40 метров, по которому можно было пересечь все меридианы за короткое время.
Старший техник Рафик Булатов из куска резины изготовил сувенирный «почтовый» штемпель с надписью: Северный полюс. Атомный ледокол Арктика 17 августа 1977 года Этим штемпелем были проштампованы конверты, открытки и фотографии. Штемпель был поставлен примерно на 100-120 конвертах и открытках.
Арктика провела на вершине мира 15 часов, за это время научные сотрудники экспедиции провели запланированные исследования и наблюдения. Стоянка позволила водолазам проверить состояние винтов ледокола, после положительного заключения ледокол был готов отправиться в обратный путь в Мурманск. Последним мероприятием перед уходом с Северного полюса стало оставление в этом месте специального памятного знака. В его состав входили:
Памятная металлическая плита, на которой был выгравирован Государственный герб СССР
Капсула с проектом конституции СССР и текстом гимна, а также и сувенирный штемпель похода.
Точная копия капсулы находится в фондах Музея Арктики и Антарктики.
Обратный маршрут был проложен по прямой в сторону города Мурманск. Так же, как и дорога к полюсу, путь от полюса был проложен по дуге в обход Земли Франца-Иосифа между 55 и 40 градусами восточной долготы. В этой части маршрута исследовалась возможность работы ледоколов в высоких широтах. Интерес к этому вопросу объяснялся тем, что существует возможность высокоширотной ледовой проводки: высокоширотный маршрут между городом #Мурманск и Беринговым проливом примерно на треть короче длины трассы Северного морского пути.
Из-за возросшей сложности льдов повысились требования к метеорологам, группа ААНИИ продолжала активно выполнять работы, связанные с прокладкой курса судна. В результате экспедиции была практически доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути.
Представители ААНИИ #СССР во время экспедиции собрали уникальные данные о поведении корпуса ледокола при взаимодействии со льдом в разных рабочих режимах. В результате анализа полученных материалов был достигнут прогресс в ряде областей исследования: основными результатами стали новые методики прочностных расчетов корпусов ледоколов и транспортных судов. Были получены важные данные по поведению винтов ледокола при преодолении и рубке пакового льда. Впервые были опробованы приборы для определения толщины ледяного покрова. Эти приборы показали свою действенность и в течение нескольких лет были доработаны и широко внедрены. Кроме этого, была практически опробована система спутниковой навигации в условиях высоких широт.
По результатам рейса был выполнен доклад об итогах гидрометеорологического обеспечения, который был представлен на заседании коллегии в Главном управлении Гидрометеослужбы СССР. Этот доклад представляли директор Института Арктики и Антарктики Алексей Трешников и руководитель группы ААНИИ в экспедиции Илья Романов. Кроме этого были предложены новые способы проводки караванов.
Все участники похода были награждены орденами и медалями, звания Герой Социалистического Труда были удостоены: капитан ледокола Юрий Кучиев, главный механик Олег Пашнин, старший мастер атомной паропроизводящей установки Фидус Асхадуллин, руководитель экспедиции Министр морского флота Тимофей Гуженко.
Ледокол Арктика был награжден Орденом Октябрьской Революции, начальник Мурманского морского пароходства Владимир Игнатюк, отвечавший за подготовку экспедиции, был награжден орденом Знак Почета.TranslateShow original text
Атомный #ЛедоколАрктика является головным кораблем серии проекта 10520. Проект стал вторым проектом атомного ледокола: первым стал советский атомоход Ленин. Ледокол Арктика был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в городе Ленинград. Спуск на воду произведен 26 декабря 1972 года. Окончание ходовых испытаний - 17 декабря 1974 года. Прием в эксплуатацию и подъём государственного флага на ледоколе - 25 апреля 1975 года.
Решение о походе на Северный полюс было принято 13 июля 1977 года, когда министр морского флота СССР Тимофей Гуженко подписал план организационно-технических мероприятий по подготовке рейса. Разработка маршрута этого похода для исследователей полярных льдов была новой задачей. Экипаж судна (примерно 150 моряков) для экспедиции был усилен научными и техническими специалистами, в этом рейсе на борту судна было 207 человек. В экспедиции принимали участие сотрудники институтов и предприятий.
На борт судна на время экспедиции был принят аварийный запас продовольствия, рассчитанный на восемь месяцев. #Ледокол был укомплектован материалами для строительства ледового аэродрома.
9 августа 1977 года #Арктика вышла из Мурманского порта. Результатом первоначальных расчетов ледовой обстановки стало направление из Мурманска на север по прямой. В процессе следования полярник Валерий Купецкий настоял на изменении направления, указав, что льды по направлению от Карского моря к Северному полюсу менее крепкие, и следует идти на штурм полюса именно по этому направлению. Его поддержали капитаны-полярники и представители ААНИИ и новый маршрут был утвержден. Так как многолетний сибирский лед дрейфует от берегов Новосибирских островов через полюс к берегам Гренландии, появляются два обстоятельства:
Ледокол следовал через Карское море в море Лаптевых, пройдя проливом Вилькицкого. Достигнув 130 меридиана, экспедиция повернула на север и придерживалась этого направления вплоть до достижения Северного полюса. Фактически судно следовало по пологой дуге между 125 и 130 градусами восточной долготы.
Капитан ледокола в этой части рейса постоянно использовал данные ледовой разведки и по возможности обходил наиболее мощные ледовые преграды. Несмотря на это, ледоколу неоднократно пришлось испытывать трудности. Руководитель рейса Тимофей Гуженко позже называл эту часть похода «камнедробилкой», так как в этих льдах Арктика шла «продвигаясь ударами: взад-вперед, взад-вперед».
16 августа 1977 года при прохождении участка в районе 88-89-й широт при ухудшении видимости ледокол встретил поле тяжелого пакового льда, который оторвался от канадского массива. При преодолении этой перемычки тяжелого льда два раза произошло заклинивание ледокола.
Было важно выйти точно на точку полюса, что было непростой задачей для навигационных приборов того времени. Эту задачу службы корабля успешно выполнили во взаимодействии со специалистом ААНИИ Ильей Романовым, который к тому моменту уже много десятков раз бывал на вершине мира. По окончании рейса Илья Павлович Романов был награждён орденом Ленина.
17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол Арктика впервые в мире достиг в активном плавании географической точки - #СеверныйПолюс Первыми на лед спустились старший мастер атомной паропроизводительной установки Фидус Асхадуллин и мастер-ремонтник Шпринг. Они установили на льду стальной 10-метровый стержень для поднятия флага СССР.
После этого с борта корабля был спущен парадный трап и в 9 часов 40 минут по московскому времени на Северном полюсе был поднят флаг Советского Союза. Капитан Юрий Кучиев прикрепил к флагштоку древко от флага экспедиции Георгия Седова. Экспедиция Седова не смогла дойти до Северного полюса, пройдя порядка 100 километров из нескольких тысяч.
Как и во многих других экспедициях к полюсу, участники экспедиции протоптали «кругосветный маршрут»: круг диаметром около 40 метров, по которому можно было пересечь все меридианы за короткое время.
Старший техник Рафик Булатов из куска резины изготовил сувенирный «почтовый» штемпель с надписью: Северный полюс. Атомный ледокол Арктика 17 августа 1977 года Этим штемпелем были проштампованы конверты, открытки и фотографии. Штемпель был поставлен примерно на 100-120 конвертах и открытках.
Арктика провела на вершине мира 15 часов, за это время научные сотрудники экспедиции провели запланированные исследования и наблюдения. Стоянка позволила водолазам проверить состояние винтов ледокола, после положительного заключения ледокол был готов отправиться в обратный путь в Мурманск. Последним мероприятием перед уходом с Северного полюса стало оставление в этом месте специального памятного знака. В его состав входили:
Памятная металлическая плита, на которой был выгравирован Государственный герб СССР
Капсула с проектом конституции СССР и текстом гимна, а также и сувенирный штемпель похода.
Точная копия капсулы находится в фондах Музея Арктики и Антарктики.
Обратный маршрут был проложен по прямой в сторону города Мурманск. Так же, как и дорога к полюсу, путь от полюса был проложен по дуге в обход Земли Франца-Иосифа между 55 и 40 градусами восточной долготы. В этой части маршрута исследовалась возможность работы ледоколов в высоких широтах. Интерес к этому вопросу объяснялся тем, что существует возможность высокоширотной ледовой проводки: высокоширотный маршрут между городом #Мурманск и Беринговым проливом примерно на треть короче длины трассы Северного морского пути.
Из-за возросшей сложности льдов повысились требования к метеорологам, группа ААНИИ продолжала активно выполнять работы, связанные с прокладкой курса судна. В результате экспедиции была практически доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути.
Представители ААНИИ #СССР во время экспедиции собрали уникальные данные о поведении корпуса ледокола при взаимодействии со льдом в разных рабочих режимах. В результате анализа полученных материалов был достигнут прогресс в ряде областей исследования: основными результатами стали новые методики прочностных расчетов корпусов ледоколов и транспортных судов. Были получены важные данные по поведению винтов ледокола при преодолении и рубке пакового льда. Впервые были опробованы приборы для определения толщины ледяного покрова. Эти приборы показали свою действенность и в течение нескольких лет были доработаны и широко внедрены. Кроме этого, была практически опробована система спутниковой навигации в условиях высоких широт.
По результатам рейса был выполнен доклад об итогах гидрометеорологического обеспечения, который был представлен на заседании коллегии в Главном управлении Гидрометеослужбы СССР. Этот доклад представляли директор Института Арктики и Антарктики Алексей Трешников и руководитель группы ААНИИ в экспедиции Илья Романов. Кроме этого были предложены новые способы проводки караванов.
Все участники похода были награждены орденами и медалями, звания Герой Социалистического Труда были удостоены: капитан ледокола Юрий Кучиев, главный механик Олег Пашнин, старший мастер атомной паропроизводящей установки Фидус Асхадуллин, руководитель экспедиции Министр морского флота Тимофей Гуженко.
Ледокол Арктика был награжден Орденом Октябрьской Революции, начальник Мурманского морского пароходства Владимир Игнатюк, отвечавший за подготовку экспедиции, был награжден орденом Знак Почета.TranslateShow original text
No comments:
Post a Comment